Страсть и жизнелюбие израильтян отражается не только в атмосфере и звуках городов, а, в первую очередь, в еде. Ближневосточная кухня очаровывает разнообразием кулинарных культур. Израиль считают центром гастрономии, ведь здесь сошлись крупнейшие кухни – еврейская, арабская, африканская и европейская. Они слились в лучшем, переплелись ароматами и традициями. И из этого гастрономического хаоса родилась вкусная, страстная, «наслаждающая», израильская кулинария.

 Невероятно вкусный и нежный десерт кнафе

 Старая карта старого, 5000-летнего Иерусалима

 

В первую очередь израильтяне удивили своим трудолюбием и умением достигать целей во что бы то ни стало. Пустыни превращены в поля, на полях растут фрукты и овощи, улицы городов наполнены запахом пряностей и специй, блюд с разных концов света, залиты смехом и страстными спорами, громкими голосами. На рынках есть все, что угодно! И пестрые восточные сладости, и сочные фрукты и разные сорта чая.  Специи, ягоды, мясо, рыба, кафе и бары с уличной едой.

 

Израиль – занимает первое место по плотности кафе и ресторанов на душу населения, при этом каждое второе заведение любого города забито людьми. Здесь очень любят есть. Не просто насыщаться, а получать удовольствие от еды. Невкусная еда здесь кажется преступлением. Даже еда на скорую руку и фитнес-меню очень аппетитные.

 

Повара готовят со страстью, здесь принято очень любить свою работу и получать от нее радость.

Раз побывав в Израиле, прикипаешь душой не только к улицам, что хранят исторические тайны и легенды уже пять тысяч лет, как минимум, но и к свободной атмосфере городов и вкусной ароматной еде.

 Сырный прилавок на рынке Тель-Авива

 

 Чай на рынке Иерусалима

 

Изначально основу рациона народов ближнего востока составляли овощи и фрукты, орехи и зерновые, бобовые и молочная продукция. Но время идет, сегодня здесь мастерски готовят и из мяса и из морепродуктов. Главные гастрономические, равно как и культурные, центры страны – Иерусалим и Тель-Авив.

Иерусалим – хранитель традиций и Тель-Авив – город, в котором представлены кухни со всего света.

Иерусалим

В основе кулинарии Иерусалима – традиции. Очень много кошерных ресторанов. Здесь обязательно нужно есть хумус, фалафель и шакшуку, в тех заведениях, где ее готовят уже триста-четыреста лет. В качестве бесплатной закуски практически в любом ресторане подают пышные сладковатые питы, намазки (так называют все, что можно помазать, виды паштетов и паст из овощей, орехов, оливкового масла), много овощных салатов небольшими порциями.

Шакшука с сыром тофу 

 Шакшука с баклажанами

 

 Баклажан на огне с томатным соусом и тхиной

 

Хумус

Для тех, кто еще не знаком с хумусом, объясню: это нутовая паста, с добавлением тхины (кунжутной пасты), специй и оливкового масла в основе. А дальше – сочетают с чем угодно, и с овощами, с орехами, мясом и морепродуктами, талантливо играя вкусами.

 Хумус с кальмарами (подается с питой и небольшими порциями овощных салатов)

 Хумус с нутом и тхиной

Классический хумус 

Хумус добавляют в популярные здесь швармы, им мажут хлебную основу – питу (кармашек из хлеба)  или лафу (нежную лепешку), а потом добавляют любые ингредиенты и простое блюдо в уличной закусочной уже неприлично вкусно. Хумус, по сути, блюдо не еврейское, оно встречается у многих народов ближнего востока, но популяризировали его именно евреи.

Фалафель

На этом использование нута не заканчивается. Второе известное блюдо из нута – фалафель. Его смешивают с зеленью, добавляют оливковое масло, иногда орешки и  специи и жарят во фритюре. Фалафель также частый гость на столах, как самодостаточный, так и в ансамбле с овощами и мясом в шварме.

 Фалафель

Хлеб

Еще одна гордость  израильской гастрономии – хлеб, во всех вариациях. Лепешки, булки, питы и халы самых разных видов с разными добавками (с орешками и сухофруктами, с чесноком, с корицей и кофе, со специями).

Происхождение слова «хала» связано с интересной традицией. Выпекая кошерный хлеб, от приготовленного текста нужно оторвать кусочек и бросить в огонь. Жертвоприношение хлеба огню считалось почетной обязанностью еврейской хозяйки. Этот кусочек назывался «хала». Позже «халой» стали называть сдобный хлеб, с начинками и без.

Сладости

Сладости в Иерусалиме и по всей стране — самый прекрасный плод кипящий в городе страстей. Здесь и арабский темперамент и еврейская утонченность. Десерты — отдельная глава гастрономического богатства Израиля. Десерты принято есть после каждого приема пищи (по крайней мере, их исправно предлагают и удивляются, что места в желудке уже не осталось). На базарах продают арабские и турецкие сладости, халву и рогалах (сладости, похожие на круасаны, пропитанные шоколадом и орешками). В ресторанах десерт — предмет креативности и гордости повара. К слову, много и фруктовых «полезных» десертов, из инжира и фиников.

 Кнафе в форме трубочки (бывает и пластами) — традиционная израильская сладость,

готовится из сыра, меда, орешков и тонкого теста

Рогалах

 

 

 

 Халва

Рахат Лукум

 

 Кафе и бары прямо на рынках — обычное и популярное дело

 Халва на со вкусом чего угодно, даже виски

 

 

 

Овощи

Для израильской кухни, как для ближневосточной в целом, характерно творчество с большим количеством овощей. Здесь много вегетарианских ресторанов, то что здесь делают с овощами и специями – просто магия. Копченый баклажан с сыром и тхиной, бабагануш,  смесь овощей на огне, салаты, сочетающие зелень, овощи, фрукты, бобовые и орехи, навсегда завоевывают вкусовые рецепторы. В Израиле, не побоюсь громких слов, культ еды. И простые ингредиенты превращаются в сказку.

Тель-Авив

Двигаемся дальше, к морю, в Тель-Авив, к портовым городам, в Яффу – старый город в Тель-Авиве. Город, где Ной построил свой ковчег и жизни радовались, вина выпивали немало моряков. Сейчас Яффа – богемный центр страны. Сюда стекаются художники, писатели, режиссеры и музыканты. Днем здесь шумят блошиные рынки и антикварные лавки, проходят выставки художников, фотографов и ювелиров.

 

 А вечерами играют музыку, читают стихи, собираются в открытых барах, где под шум волн средиземного моря пьют крафтовое пиво и вино, весело и громко беседуют, обсуждают искусство, слушают музыку и едят морепродукты. А некоторые потом еще и плавают при луне.

Морепродукты

Итак, порт, запах море, шум волн. И морепродукты. Скажу честно, самые вкусные морепродукты я ела в Тель-Авиве. Мне понравилась рыба и моллюски и в Эйлате, но только в одном месте – на арендованной нами «даче» (при апартаментах вместо отеля), приготовленные самостоятельно на гриле. Лосось получился нежный и сладкий, ничего подобного дома я не пробовала (наверное, потому что свежий). Иерусалим по морепродуктам тоже уступил мастерам Тель-Авива. Здесь тебе и воздух, и морской бриз, и звуки – в общем, атмосфера, и вкусные морские гады. Идеальный вариант – большое блюдо жареных моллюсков – креветок, кальмаров, осьминогов, крабов и рыба на гриле.

 «Домашний» ужин — свежая рыба, местные соусы, гриль во дворе возле номера

Блюда из рыбы – отдельная глава истории кулинарного искусства евреев. Евреи любят рыбу. Ее фаршируют целиком, или кусочками. Из нее делают котлетки и варят супы, делают форшмак – пасту из селедки. Рыба – символ мудрости и цельности жизни.

За более чем 3000 лет иудейский народ — который то рассеивался по миру, то собирался вместе — прекрасно приспособил кулинарные традиции земель, на которых жил, к кашруту, иудейским праздникам и ритуалам.

 Ресторан Claro: морские существа, приготовленные на гриле с овощами

Чудесный вечер: морепродукты и вино. Вино — эксклюзивное.

Его делает винодел Ya’acov Oryah специально для ресторана Claro

Тель-Авив – вообще считается кулинарной меккой региона. Как-то так раз – и собрались здесь лучшие повара, которые продолжают учиться, развиваться, создавать и удивлять.

Город с особой атмосферой, мегаполис, в котором в Шабат весь город на пляже. А по вечерам будних дней на побережье собираются семьями и большими компаниями, делают барбекю и играют на гитарах.

Здесь много смеются, много радуются, громко разговаривают и много едят.

Здесь считается, что наша главная задача – быть благодарным и радоваться жизни. И меня греет эта идея, она кусочком света влетела в сознание и отозвалась в нем, родным светом, но забитым куда-то в уголок, бытовыми вопросами и ненужной философией.

А по сути все гениальное всегда было, есть и останется простым: как метко сказала Элизабет Гилберт – ешь, молись, люби!

Автор:

Настасья Ветер

Настасья Мокич - журналист, писатель