Атмосфера Израиля соткана из пестрых различий между народами, городами и кварталами. Яркими контрастными мазками выделяются Иерусалим,  где создавалась библейская история, расслабленный и туристический Эйлат, живой и современный Тель-Авив – гастрономический центр Ближнего Востока, а в нем – старая Яффа, где ныне собирается богема страны.

 «Шварма» в тарелке, питы подают отдельно, собирай сам на свой вкус

Гастрономический Израиль также богат и противоречив. О кухне, ресторанах и традициях материала уже от одного путешествия хватит на книгу. Поэтому, я остановлюсь на теме, которая первая бросилась мне в глаза и удивила высоким качеством – израильская уличная еда.

Уличная еда подходит всегда. Она прекрасно вписывается в перекус после долгого перелета с пересадками, идеально подкрепит после дайвинга в красном море. Она подчеркнет магическую энергию Иерусалима и динамику молодого и дерзкого Тель-Авива.

Закусочные, где готовят уличную еду, разные по формату и атмосфере. От простых и незамысловатых в дизайне, до концептуальных с идеей и фишкой.

 Хала с чесноком, оливковым маслом и мазе

Особенно выделились для меня бары и кафе на базарах. Отнюдь не дешевые варианты на перекусить, а атмосферные, продуманные, с интуитивно настроенным маркетингом (которым по наитию занимаются сами владельцы), и очень вкусной едой.

 Бары на базарах 

И в этой шумной атмосфере, среди криков и смеха экспрессивных израильтян, среди дикой смеси запахов специй и жареного мяса, когда от прогулок сладко ноют ноги, хочется присесть, с наслаждением перекусить и двигаться дальше, во всей красе открывается уличная еда.

Сначала – запах. Запах мяса и овощей, приготовленных на огне. Ищу источник и иду на запах. Нос приводит к месту, где счастливый повар (он же владелец небольшой едальни) готовит кебабы. Дым, треск огня и искренняя чистая улыбка очаровывают.

Аппетит разыгрывается еще сильнее, и, наконец,  в руках оказывается твоя порция сочных кебабов. Специи деловито подчеркивают вкус мяса, а овощи полностью раскрывают его при всей простоте приготовления – гриль, немного оливкового масла и немного специй.

 Ароматы израильских улиц 

Прилавки уличной еды 

Ну а королева уличной еды Израиля – шварма.

Ее кредо – все смешивается со всем. Константа – хлеб, хумус и тхина. А дальше – выбирайте сами, что добавить. Сочное мясо на вертеле (здесь есть секрет: сверху кладут жир, который тает и пропитывает волокна), свежие овощи и соусы. Все складывается в питу или заворачивается в лафу – на выбор гостя к основному блюду часто дают тарелки, в которые ты можешь положить себе любые салаты и соленья, которые входят в стоимость питы.

 Шварма в лафе

Шварма с фалафелем в Пите 

Шварму подают везде и в любом городе и месте своя шварма и своя атмосфера. Но есть общая ее черта – ощущение простоты и свободы. Ничего лишнего. Зачем тратить энергию на лишние переживания и стрессы?

Израильское счастье – в простых вещах, доступных каждому – во вкусной еде, сладких поцелуях, семьях, полных детей, где все друг друга поддерживают и полном позволении себе быть самим собой.

Возможно, непростая история еврейского народа научила израильтян главному – наслаждаться каждым моментом жизни и ценить ее простые «земные» радости. И вот в этом состоянии, которым меня заразили израильтяне, дожидаюсь свою шварму в лафе, сажусь за небольшой столик и с закрытыми глазами откусываю первый кусок. Нежное тесто, сочное мясо, свежие хрустящие овощи, оттенки хумуса и тхины во вкусе. Сейчас время просто утонуть в процессе еды, насладится им в полной мере, чтобы потом пойти дальше, на встречу новым приключениям (которые спрятались за каждым углом).

 

 Горячие питы — обязательное условие любого застолья, пусть даже «на ходу»

Шварма в лафе

Моноконцепции «все в питу» встречаются везде, от совсем простых и недорогих закусочных до тех, кто креативно подошел к делу. К последним смело отношу Meznon в Тель-Авиве: небольшую «питную» в которой всегда очень много людей. Очень шумно, очень весело, открытая «кухня», где повара разговаривают и шутят с гостями, громкая музыка. Моя первая реакция  – все здесь «слишком»: слишком много людей, слишком шумно, слишком просто. Но через пять минут я привыкла к громкой музыке и перекрикивающих ее гостей, набрала себе салатов-комплиментов с полки и оценила всю прелесть живой свободной атмосферы.

 Meznon

При этом Meznon считается одним из культовых заведений в Тель-Авиве  и «меккой»  гастротуристов. Все потому, что здесь пошли дальше стандартных сочетаний и стали готовить питу с чем угодной, даже с картофельным пюре или фруктами. Я предпочла питу с обугленной на гриле цветной капустой, овощным салатом, хумусом и тхиной. Пока же ожидаешь свой заказ, тебя угощают маленькими «пробниками» различных пит, что скрашивает ожидание и притупляет чувство голода. В конце трапезы бармен угостил дижестивом – настойкой на травах кампари и анисовой настойкой.

 Вегетарианская смесь в пите с цветной капустой

Яйцо с овощами в пите

Смешивание всего, что возможно, и идея сочетания традиционных блюд с любыми ингредиентами,  часто встречается в израильской кухне.

Так, в каждом кафе своя Шакшука (традиционная яичница в томатном соусе) – с сыром, с баклажанами, с морепродуктами и прочим. Свой хумус, в который также добавляют дополнительные ингредиенты – будь то мясо, кальмары, овощи, от чего его вкус играет по-новому.

 Шакшука с сыром

Хумус 

Ну а на десерт – вернемся на базар, к «сладким» прилавкам. Здесь раскрылась все палитра кондитерских шедевров арабской и еврейской кухни (которые переплелись в израильскую).

 Невероятное разнообразие халвы разных вкусов (вплоть до «со вкусом виски»)

 Халва

 Рогалах

  Сладости на израильских базарах

 

Бурекас

Сочные, пропитанные медом, с сыром, орешками, сухофруктами. Пахлава, рахат лукум, халва, сладкие бурекас, лахух и кнафе. Кнафе нужно пробовать обязательно. Это десерт, который готовят из сыра, меда и нитей теста, которые специально вытягивают по особенной технологии. Как правило, используется тесто нескольких видов. Чаще всего — длинные тонкие нити и рассыпчатое тесто из манной крупы.

 Кнафе

 Кнафе

Сочетание козьего или овечьего сыра и  меда или финикового сиропа дает очень ненавязчивый, не приторный, а по-девичьи нежный сладкий вкус, который при всей своей скромности обещает нетипичное наслаждение. Стоит ли говорить, что у каждого кондитера кнафе свой – и по форме и по дополнительным ингредиентам.

Кроме традиционных ближневосточных блюд в израильскую уличную еду проникли и европейские тенденции с «израильским акцентом». К примеру, пиццерии, где пиццу делают по-своему  (со специями, нестандартной формы, размера и начинками), подают отдельными кусками. Так, «прохожий» может насладиться сразу несколькими вкусами. «Бейглы» — крупные бублики, которые разрезаются вдоль, во внутрь кладутся овощи, хумус, тхина, сыр и все прессуют в гриле. Хот-доги и сэндвичи, приготовленные на свой лад.

  Типичный «бейгл»

 Пицца с израильским акцентом

 

Жара в Израиле обязывает уличные заведения искать и быстрые «прохладительные» решения – натуральные лимонады, разнообразие свежевыжатых соков и смузи, когда ты сам собираешь свой «микс» из овощей, ягод и фруктов, полезный для здоровья и фигуры. И, конечно, мороженое. Длинные прилавки с мороженым на любой вкус, сделанным из разнообразных фруктов и ягод, будь то кокосы, финики и инжир, замороженный йогурт, займут особое место в сердце сладкоежек.

Заготовки для фруктовых шейков в фреш-барах 

 Креатив фреш-баров на улицах Израиля  

Мороженое на улицах Эйлата 

Уличная еда – только маленький пазлик в общей картине многогранной израильской кухни, но такой яркий и самодостаточный. Ей непременно стоит уделить внимание, будучи здесь. И, наверняка, через еду каждый найдет не только насыщение и наслаждение вкусом, но и простые ответы на сложные вопросы бытия.

 Пита с оливковым маслом и чесноком

Автор:

Настасья Ветер

Настасья Мокич - журналист, писатель