Ершалаим, Ершалаим …. Меня пленило звучание этого города!
Иерусалим на древних языках звучит как Ирушалем, Йерушалаим, Йерушалайм. Городу 5 000 лет и за свою долгую жизнь самый древний из городов-современников видел многое.
Здесь сошлись три мировые религии. Царь Давид построил храм и принес ковчег с высеченными на камнях десятью заповедями, его дело продолжил сын – не менее известный Царь Соломон. Здесь жил, учил, был распят и воскрес Иешуа (Иисус), а пророк Мухамед здесь же получил Коран. Город – резиденция Бога.
Стоит ли говорить о том, что Ерушалаим – город невиданной энергии, уникальный, не похожий ни на один из других городов. И что удивляться его магическому звучанию.
Я ничего не ждала от Иерусалима. Я ехала открытая, любуясь пастельными тонами пейзажей Израиля и Иордании из окна автобуса. И это самое лучшее состояние, в котором может приехать странник, чтобы город его одарил: духовно, ментально, эмоционально, физически. Подарил впечатления и восторг, новые знания и удивительных людей, вкуснейшую еду и волшебные осознания.
Дорога в Иерусалим плавно меняла палитру, сначала картина сплошь в коричнево-кремово-пастельных тонах, а потом полотна зелени и синевы – неба и лесов из финиковых пальм.
По дороге местный транспорт останавливается в кибуцах – коммунистических поселениях, чтобы забрать пассажиров. А я тем временем слушаю и читаю про кибуцы (да здравствует wi-fi в автобусах) и поражаюсь, насколько евреям из Советского Союза удалось довести до ума идею коммунизма. Кибуц — сельскохозяйственные объединения, где все жители абсолютно равны в труде и потреблении, имеют общее имущество и одинаковый доход.
Государственная роль кибуцев велика. Во многом благодаря им создан класс земледельцев, которые обеспечили Израиль всей необходимой сельскохозяйственной продукцией. Учитывая климатические условия, диву даешься, как у них это получилось! Еще раз убеждаюсь, что трудности закаляют. И, увы и ах, мы, люди, наверное, ценим то, что дается через борьбу, нежели дарится просто так…
Старый город в Иерусалиме
Ершалаим очаровал с первого взгляда. Он пахнет специями и хлебом. Люди громко и эмоционально разговаривают. От каменных дорог идёт мощный поток энергии. Прямо через ступни по всему телу. Я ощущаю её физически. Она живая. Её слово — Живая.
Под звуки и запахи города, напитанная его живой энергией, я сама стала энергичнее. Как будто зарядили батарейки. Больше не было «варёности» и усталости после автобуса. Хотелось скорее идти на встречу приключениям.
Улицы Иерусалима
Шабат
В самом Иерусалиме мы оказались в Шабат, вернее перед его началом, что дало нам возможность насладиться созданными им контрастами. (Шабат — Суббота, день, в которым евреям, согласно Торе, нельзя совершать никакой работы, нельзя ничего создавать — даже нажимать кнопки лифта, даже завязывать шнурки).
Полдень пятницы, прибыли в Иерусалим и я чувствую себя на другой планете. Нет, в параллельном мире. Есть такие фантастические фильмы, где показывают миры, в котором все жители странные и одинаковые. Именно так на доли секунды я увидела город Бога из окна автобуса – много-много-много ортодоксальных евреев в одинаковых и весьма странных одеждах, на вид достаточно теплых для такой жары – черного цвета, пиджаки и плащи поверх белых рубашек, длинные носки и туфли, а еще шляпы. У особенно важных шляпы меховые. Конечно, пейсы и особенная походка (которая до сих пор для меня загадка).
Ортодоксы — главный мазок колорита Иерусалима
Так выглядит ортодоксальный квартал Иерусалима. В этом городе вообще много ортодоксов, больше, чем где либо еще в Израиле.
На сегодня ультраортодоксов в Израиле около 10% (от населения), их основная задача – изучать Тору и молиться за народ. В ортодоксальных семьях не работают, их обеспечение берет на себя государство, и имеют много детей. Я много слышала о странных обычаях ортодоксов, но не из первых уст, поэтому от пересказов воздержусь.
А ближе к центру города – жизнь кипит. А волшебная, невероятно вкусная энергия Иерусалима бьет фонтаном. Ее хватило, чтобы пешком дойти до отеля, с восторгом озираясь по сторонам, слушать шум улиц, разглядывать их детали, граффити на стенах. Этой энергии хватило, чтобы переодеться в снятой квартире, распаковать вещи, смотреть на город с 19 этажа и просто наслаждаться моментом. А потом войти в него и гулять всю ночь.
Иерусалимский базар
Иерусалимские улицы в рабочее время (не шабат)
Говорят, что не все выдерживают мощь энергии Иерусалима и сходят с ума. Среди туристов ходят легенды о том, как путешественники начинают верить, что они библейские фигуры, а иные – снимают с себя всю одежду и танцуют на улицах Ершалаима. Опять же – библейских фигур и танцующих обнаженных не видела, но пара странных европейцев, разговаривающих с самими собой попадались (я серьезно!). Так что…
Так вот, после полудня, по дороге в отель город шумный и оживленный, толпы людей, и ортодоксов, и светских, и евреев и арабов, и туристов, кого только нет.
После того, как мы вышли из отеля снова – другой мир. Тишина, пустота, не хватает перекати поля как в ковбойских фильмах. Шабат!
Ближе к вечеру пятницы Иерусалим становится тихим и мягким (в отличии от Тель-Авива, но это другая история). Перестает ходить транспорт, перестают работать кафе и магазины. Все евреи, как ортодоксы, так и светские проводят время с семьей, едят, пьют вино и больше ничего не делают. Вообще ничего. И так до вечера субботы.
Оживленный час назад город стал совсем пустым в Шабат
Поэтому путешественникам в Шабат самое место в старом городе, том, что окружен стеной с восемью воротами. В старом городе находятся еврейский, арабский (мусульманский), армянский и христианский кварталы. Каждому рекомендую уделить время. Они ведут к Стене Плача, и во всех, кроме еврейского, жизнь продолжается и в Шабат. А еврейскому кварталу лучше посвятить целый время в другой день недели.
Еврейский квартал
Еврейский квартал отличается особой чистотой и атмосферой. Торговцы не навязчивы (в отличие от арабского), меньше базаров и больше искусства – галереи, ювелирные студии, мастерские художников, библиотеки и книжные магазины. Узкие улицы-лабиринты, по которым мне очень понравилось гулять, проводя ладонями по светлым каменным стенам. Такое странное ощущение родных стен, как будто моя душа с ними уже знакома и очень хорошо. Еврейский квартал известен развалинами древней сторожевой башни, музеем истории и самой Стеной Плача (которая формально принадлежит еврейскому кварталу).
Уютные переулки еврейского квартала
Современные художники — ювелиры, делают удивительные вещицы,
когда я окажусь здесь снова, обязательно заложу пору тысяч долларов на них
Живопись в еврейском квартале старого города очень «душевная»,
в мазках запечатлено наслаждение жизнью как она есть, городом, миром…
Возможно, от того от картин не хочется отрывать взгляд
От стен города идет сильная, приятная,
«живая» энергия, к ним хочется прислоняться, эта энергия моего «дома».
Христианский квартал
Христианский популярен среди европейских туристов, ведь именно здесь Храм Гроба Господня, в котором ежегодно проводится священный ритуал схождения Благодатного огня. Здесь же был распят, похоронен, и воскрешен Иисус. Здесь же святые для христиан и сильные по своей энергетике церковь Марии Магдалины, церковь Иоанна Крестителя, церкви Св.Елены и Св.Анны. Во всем Христианском квартале около 40 культовых памятников.
Меня лично Храм Гроба Господня вдохновил на спокойную умиротворенную молитву.
Потолок Храма Гроба Господня
Вид на купол Храма Гроба Господня
Такие разные люди перед храмом и все христиане
Армянский квартал
А вот Армянский квартал – самый маленьких и тихий, такой уютный. Здесь нет жужжащей толпы туристов, шумных базаров с приставучими торговцами днем, а ночью, вернее уже в 10 вечера, ворота квартала вообще закрываются. Как двери большого дома, в котором ночью мирно спят и не ждут гостей.
И только горит свет в окнах мастерских, где трудятся армянские гончары. Самой лучшей керамика считается именно отсюда, из армянского квартала Старого Иерусалима.
Итак, армянский и христианский кварталы вечером стихают и идеально подходят для того, чтобы прогуляться по тихим пустым улицам, прижаться ладонями к древним стенам, лечь на проезжей части дороги звездой, насладиться тишиной и шикарными видами миллионов огней горящих в темноте ночного Иерусалима.
Иерусалим ночью
А есть, пить, шуметь – в мусульманский.
Мусульманский квартал
Ночами ярче всего живет арабский квартал (мусульманский) – бесконечные базары и рестораны.
В Мусульманском квартале находятся Храмовая гора и Мечеть скалы, которая была построена над святилищем Храма Соломона, в котором хранился Ковчег Завета. Здесь же находится наскальный отпечаток ступни пророка.
А еще в мусульманском квартале самые яркие базары, самые вкусные сладости и самые талантливые торговцы, которые продадут все, что угодно.
Нам очень понравился завтрак в арабском квартале (это было утром в субботу, когда все еще Шабат и кафе в городе не работают) — мы набрали много сладостей на базаре, присели на светлые камни ступеней святого города и от души насладились кондитерским талантом арабов.
Безумно вкусные арабские сладости на завтрак
Лампы с джиннами на базаре в мусульманском квартале
Так готовят Лахух — арабский десерт, нежная лепешка, вроде оладья,
который потом подают самостоятельно или с сыром и медом
Стена Плача
Перед заходом солнца, если вам посчастливилось попасть в Иерусалим в Шабат, очень рекомендую к ней подойти и своими глазами увидеть, как весело провожают пятницу и встречают субботу (новый день начинается не с утра, а вечером, после захода солнца).
Собираются все: и ортодоксы, и светские евреи, и солдаты армии. Сюда же приходят туристы разной веры, чтобы помолиться у самой известной стены-исполнительницы желаний. Конечно, энергия от нее идет очень сильная и плотная.
Стена Плача перед Шабатом
И вот начинается – сначала молитвы, а потом песни, пляски, еда, вино!
Атмосфера перед святыней в вечер пятницы
Весь следующий день мы провели в старом городе в арабском квартале и христианском кварталах. Если вкуснейшие сладости, покупали сувениры, гуляли по узким улицам старого города.
В субботу после захода солнца Иерусалим снова ожил. Жизнь завертелась в привычном ритме города – быстром, скором, громком, живом.
Пять дней – мало для Иерусалима. Для меня мало. Мне понравилось просыпаться в объятьях сияющей энергии этого города. Она очень сильная, как крылья ангела и под ними так сладко спится и сны такие чудесные! Просыпаться, заваривать кофе по-израильски (молотый кофе заливают кипятком, при чем в магазинах продаются маленькие пакетики с кофе, похожие на те, в которые во всем мире пакуют растворимый, но здесь в таких пакетиках настоящий молотый кофе). Не фонтан, но все лучше растворимого.
И смотреть на загадочный город, что хранит столько тайн с 19 этажа. А потом – гулять, наслаждаться каждой минутой в Иерусалиме и вдруг просто понимать, нет, не понимать, осознавать простые вещи, с которыми приходит глубина радости, покой и … счастье.
Вид с моего 19 этажа. Каждое утро город здоровался со мной свежим ветерком
и манил на свои бесконечные узкие переулки
Осознания – особенный момент в путешествии. Картинки меняются, мозг перестает обсасывать ненужные мысли и скакать с объекта на объект. Путешествия – отличный способ естественным образом прийти в естественное состояние – быть здесь и сейчас, жить здесь и сейчас, со свободной от перепутанных мыслей головой. А в свободную голову приходят чудесные идеи, состояния и осознания. Тот момент, когда знания о природе Вселенной, о которых читала, слышала, задумывалась, становятся естественны. Просты и понятны. Конечно, волшебный Ершалаим дарит осознания!
Например, город нашептывает о моем «любимом» пороке – контроле.
Говорит: контроль — лишь иллюзия. Мы не можем ничего контролировать. Попытки контролировать — лишняя трата энергии, они опустошают, изматывают, и все без толку. Функция контроля полезна только там, где мы контролируем свои мысли. Вот уж что во истину сложно удержать. А куда мысли — туда и энергия. А энергия создаёт события в мире. Иерусалим реализует все мысли с минимальной задержкой. Здесь ты просто обязан контролировать свою голову. Иначе – не жалуйся. Контролируй себя. И не пытайся контролировать мир. Не выйдет, только зря потратишь время без того короткой жизни.
А Магия (в том контексте, что считается греховной) отличается от Света манией контроля. Магия стремится все подчинить своей воли и потому грех. Желание контроля лишь загоняет в ловушку самого мага. Свет — освобождает. Свет — свободная Воля без контроля. Когда ты просишь у мира и отпускаешь, зная, что все случится наилучшим образом, зная, что мы все в надёжных руках. Тонкая, но значительная грань.
И тут поможет Доверие. Доверие — помощник Света. Доверие – необходимо человеку, по крайней мере в этом мире. Доверяешь ты или нет — твой выбор. Все равно произойдёт то, что должно. Только доверием ты освобождаешь себе путь, а без него тащишь тяжёлый груз страхов и сомнений.
Иерусалим невозможно просто «посмотреть», его нужно потрогать (пальцами гладя древние стены), его нужно услышать (особенно полуденный базар перед Шабатом, а по утрам – шепот самого города), конечно, его нужно попробовать, с ним нужно проснуться, под его крыльями заснуть, и его нужно почувствовать.
Ершалаим на всегда останется в моем сердце, как таинственный, загадочный, неповторимый, меж тем – живой, шумный, громкий, яркий, вкусный, город, где я впервые, за всю историю своих путешествий, почувствовала Дом.
Старый город, вид сверху
Иерусалиму идет армия, а армии идет Иерусалим.
Здесь не удивляют молодые люди с автоматами.
Не удивляют красивые девушки, с пышными формами, обтянутыми военной формой
и густыми шелковистыми волосами, стянутыми в косы и хвосты.
Большие красивые глаза наблюдают за каждым, чтобы при необходимости защитить святой город.
Парней и девушек, служащих в армии, обеспечивают не только всем необходимым,
но и патриотизмом, любовью к своей стране, знанием истории, культуры и трепетом к ней.
Потому что истинно то, что идет от сердца.
Они знают, что они защищают. Они защищают, не потому что так надо и таков закон.
Они делают это, потому что убеждены в необходимости, влюблены в своей город и свою страну.
Армия здесь — не просто служба, это — большое дело.
От гордости солдатов своим мундиром и от их веры в свою задачу защищать — удивительное трепетное ощущение.
Короткие видеовоспоминания об Иерусалиме