Это 7-ая глава из моей книги о самостоятельном путешествии по Израилю «Шалом, страна чудес!».

 

 

– В Иерусалиме вечно ругаются, арабы, евреи, бла-бла-бла… Кому какая разница, какой ты национальности! – говорит на чистом английском грузинский еврей Ромео, шеф-повар ресторана «Тэмплиот» с самой вкусной, на мой взгляд, кухней в Хайфе. Говорит и смешно показывает ладошками «бла-бла-бла». – Нет, поэтому Иерусалим – не моё. Здесь, в Хайфе, мы живем спокойно, дружим все. А почему не Тель-Авив? Там все очень дорого. Так дорого, что это того не стоит.

 

Мы приходим к нему уже третий день подряд на обед и ужин, с самого первого дня, как сошли с поезда на железнодорожном вокзале Хайфы.

 

Хайфа оказалось городом немного провинциальным, я себе город-хайтек, где трудятся лучшие технические умы и разрабатывают нанотехнологии, представляла иначе. На деле он немного напомнил Одессу. Наверное, такая ассоциация сложилась у меня из-за большого количества репатриантов из русскоязычных стран, которые говорят на русском с характерным провинциальным говором – много «шо», «гхы» и забавных сочетаний слов вроде «и как же мне теперь тебя развидеть!».

На полках книжных магазинов – любовные романы и детективы с заголовками на русском языке. Витрины магазинов одежды напоминают барахолку моего детства.

 

Есть и магазин «Рублевка», и курящие тётечки-продавщицы в леопардовых лосинах и «химкой» на голове, болтают между собой на родной мне речи, обильно упитывая ее отборным русским матом.

 

 

И в этом городе я нашла три ресторана с действительно вкусной едой. Это ресторан нашего нового друга Ромео рядом с отелем «Герцель» на рынке «Тэмплиот», бурекасные в спальных районах и ресторан, построенный немецкими евреями 60 лет назад, где подают копчёную свинину, борщ и плотное вишневое пиво. Не кошерно, да и кому это надо, главное – вкусно.

 

Мне было странно, что в таком большом городе мало действительно хороших ресторанов.

 

– Где же вы едите? – спрашиваю я Ромео.

– Дома в основном, ну или в моем ресторане, он – самый вкусный в Хайфе, – смеется он.

 

 

Израильтяне очень трудолюбивые, а жители Хайфы еще более трудолюбивы. Шеф может спокойно принять заказ, если официантка занята или отлучилась, принести заказ, немного поболтать с гостями, в то время пока гости, севшие за другой столик, без вопросов немного подождут.

 

А вечером, заканчивая работу, он часто наливал себе вина и садился за наш столик, рассказывал про жизнь в Хайфе, спрашивал про Казахстан. Когда он узнал, что мой муж повар, он сказал:

 

– Подожди, подожди! Повар из Казахстана! Вот где я тебя видел! Израильский ресторан открылся в мусульманской стране! Тебя показывали по телевизору у нас!

 

С тех пор мы у Ромео были в особом почете.

Он составил для нас список лучших мест в Акко и Назарете, он готовил для нас «свой лучший севичи» с цветками цукини и зеленым миндалем, делился рассказами о стиле жизни в Хайфе.

 

– Мы тут работаем много. Тусить в Шабат иногда ездим в Тель-Авив, иногда – в Эйлат. Но в целом работа, дом, работа, дом. Летом – на пляж, гуляем по району Кармель вечерами… Поэтому и многие хорошие рестораны от вас спрятались, надо знать, когда они открываются. Многие работают только в обед и по вечерам, некоторые только в Шабат, в другое время у нас особо не принято ходить по кафе.

 

После Иерусалима, где плотность кафе на душу населения одна из самых высоких по миру и они все равно всегда забиты, мне было странно это слышать.

 

Какой разный маленький Израиль!

 

Делать по вечерам, кроме как гулять по набережной и есть рыбу-пить пиво, тоже особо нечего. Мы набирали пакеты вкусных бурекасов в местных пекарнях с разными начинками, фруктов и разговаривали о жизни в отеле с окнами-витражами и видом на многоуровневый сверкающий разноцветными огнями город.

 

Хайфа расположена на склонах библейской горы Кармель, оттого город и многоуровневый. Нижние районы и порт у самого моря, оттуда видно районы «верхние», а сверху весь город раскидывает объятья и зовет к себе вниз.

 

«Вверх» по крутым улицам города мы доезжали на автобусе, гуляли у пещеры Ильи Пророка, где пахнет травами и цветами, смотрели на море и корабли. А потом шли вниз, квартал за кварталом исследуя Хайфу.

 

На второй день прогулок доехали до остановки рядом с верхней террасой Бахайских садов, откуда начинаются по ним экскурсии. Идти снизу вверх по террасам садов можно только бахайским поломникам, а тем, кто не исповедует новую религию – только сверху вниз.

По пути к садам ищу в интернете информацию о том, кто такие бахаи, и узнаю, что вера молодая, она появилась в конце XIX века, с основной идеей объединения религии и науки, всех народов и всего человечества, с идеей самостоятельного поиска истины каждым верующем. Отказ от всех видов предрассудков, как расовых и национальных, так и религиозных и политических. Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием. Равноправие мужчин и женщин. Отказ от фанатизма, азартных игр, алкоголя и наркотиков, любых веществ, искажающих сознание.

 

Бахайские сады построили на пожертвования верующих. Никакие другие деньги не принимались, ибо участвовать в творении садов – большая честь. Главная задача садов – заставить людей остановиться, задуматься о красоте, гармонии, равноправии и погрузиться в свой внутренний мир.

 

И эту задачу для меня они выполнили на «ура». Легкая атмосфера любви и радости. Красота природы, красота жизни. Здесь легко просто созерцать и ни о чем не думать. Довольно странное для меня состояние – не думать. Ведь мысли вечно бегают туда-сюда-туда-сюда, как белка по деревьям.

 

Сидя в садах, я в какой-то момент обнаружила, что ни о чём не думаю. Это было необычно. Тишина в голове. Вернуться к вихрю мыслей было непросто, что меня тоже удивило. Сознание как будто оказалось в вакууме, туда не попадали мысли, а даже если я намеренно старалась их закинуть, не приживались, быстро распадались на атомы.

 

Честно говоря, я не знаю, происходит ли это со всеми в садах или нет. У меня была настолько пустая голова, что не было и мысли ни у кого спросить. Спросила потом у Андрея, о чём он думал, гуляя по садам.

 

– Ни о чём не думал, просто смотрел.

 

Может, вот он – ключ для тех, кто хочет остановить «мыслемешалку»?

 

Два дня мы гуляли по Хайфе. Были в порту, у Ильи Пророка, гуляли по горам, паркам, по городу. В последний день я много думала о загаданных желаниях, о Стене Плача, о местах в мире, где загадывают желания, и о силе и энергии святых мест. Мы уже обошли Хайфу и просто гуляли по городу в поисках ещё одного пакета бурекасов с разными начинками.

И я увидела церковь, в которую почему-то захотелось зайти. Строгие чёткие линии, простой крест. Точно, я читала о ней. Стелла Марис. Она построена на месте пещеры, в которой предположительно, скрывались Дева Мария с мужем и маленьким Иисусом, когда возвращались из Вифлеема в родной Назарет. Я зашла, внутри никого не было, только витражи и фрески на библейские сюжеты.

Там было тихо, но было и ощущение чьего-то присутствия. Сохранилась и сама пещера, я подошла к ней, мне захотелось прикоснуться к холодными сырым камням. У пещеры я увидела стойку с книгой. И снова желания в месте силы! Это была тяжёлая книга с пустыми страницами и ручка рядом. Половина страниц были исписаны, половина – чисты. Туда можно было написать свои просьбы и вопросы Мадонне. Вроде бы у меня было столько желаний, столько всяких «хочу», а вот так встретила Святую, а сказать и нечего. Все желания стали казаться маленькими, незначительными, стыдно тревожить по таким вопросам Деву Марию. И тут у меня родилось главное намерение. И я написала «Мария, научи меня Любить».

Любить Божественно, любить абсолютно, любить без условий и любить без претензий, любить не потому, что есть причины для любви, а потому, что любовь есть во мне. Любить саму себя, любить весь мир, любить мужчину, любить близких, любить будущих людей. Я хочу испытать, понять, ощутить, что такое Любовь в полной мере, без той шелухи, что мы навешали на неё в мире, без тех масок, под которыми скрываются страсть, страх, гордыня. Я доверюсь тебе, а ты научи меня любить!

В предвкушении перспектив от своей просьбы я глубоко вдохнула и вышла из храма. Почувствовала, что теперь в Хайфе мы сделали всё. Теперь можно смело ехать дальше на север. В планах оставались ещё три города – Акко, Назарет и сам Тель-Авив.

 

Читайте книгу «Шалом, страна чудес! Как проехать Израиль за 21 день  научиться доверять миру.»

Автор:

Настасья Ветер

Настасья Мокич - журналист, писатель