
Этот вопрос часто задают и в жизни, и в социальных сетях.

И мы с ними любим разглядывать фотографии из путешествий, которые я храню в телефоне, постоянно докупая место в облаках.
Вот мой сын, которому нет и года, кричит в скалы и ловит эхо. Мы поехали в горы, пошли в поход к ледяному озеру, с годовалым в слинге и трехлеткой за руку. Счастливые лица!
А вот полуторогодовалая дочь взвизгивает от того, что сменила зимние ботинки на босые ноги по горячему песку. Она подбегает к бирюзовой волне, волна забирает с пальчиков налипший песок, охлаждает кожу, дочка снова взвизгивает, такого восторга в ее голосе я еще не слышала, и убегает на горячий песок.

А вот двухлетний сын вместо того, чтобы месить серый снег на детской площадке мегаполиса, вылавливает ракушки и возвращает их морю. Как же я удивилась, когда мы снова вернулись на зимовку в этот же городок через год, он уже разговаривал, и сказал: «Вот здесь со мной играло море!». Помнит!

Вот дочка в четыре года рисует принцессу, у нее необъятное платье в оранжево-розовых тонах. «Мама, смотри, это принцесса заката!».
Накануне мы любовались закатом на Средиземном море. Не только помнит, но и перерабатывает в творчество.
Веранда в пальмовом саду. Листья шуршат от утреннего морского ветра. А море – в одной минуте бегом.

Смотрю, что там рисует ребенок. Разные фигуры, раскрашенные как человек-паук. Что это? Он говорит, мартышки, дельфины, рыбы, слоны – и все человеки-пауки. Почему? Оказывается, недавно на ночном рынке видел деревянных слоников, расписанных под супер-героев. Я даже внимания не обратила, а сын был впечатлен, запомнил и переработал в свое творчество, объединив с новыми впечатлениями от флоры и фауны. Его маленькая креативная мультиварка запомнила то, что нужно и уже даже стала строить комбинации.
Они не помнят факты, но помнят эмоции.
Они говорят: «помню это место, мы там ели мороженое!», «там играли с песком», «помню, как обезьяна за нами повторяла». «Там были гладкие камушки!».
Когда мы дошли до фотографий с Босфора, дочь сказала: «О, это Стамбул – город кошек! И там совсем нет детских площадок…». На тех фото ей четыре.
И самое главное — даже если они не помнят себя тогда, я-то помню.

Я помню, как впервые с ребенком на руках вошла с соленые бирюзовые волны и познакомила ее с дорогим мне другом – морем.
Помню, как мы с сыном, которому не было и года, вдыхали сосновый лес. Я несла его в слинге, мы останавливались и трогали шершавую кору и гладкую янтарную смолу. Помню, как я обнимала детей, сидя в гамаке, они прижимались ко мне, мы слушали ночной ветер.
Главное в памяти – это не география, не история страны, не названия и не факты.

Это состояния.
Эмоции. Чувства. Ощущения. Ощущения, что мир — интересен, разнообразен, огромен.
Психологи говорят: эмоциональный опыт раннего возраста — фундамент.
Всё, что ребёнок чувствует в первые годы жизни, остаётся в его системе координат.
Он будет расти с ощущением:
изменения – не страшны. Жить круто и интересно.
Я — важен родителям, они делят со мной время, эмоции, воспоминания.
Я — не мешаю, меня ценят, даже если со мной неудобно (!)
Я — часть семьи, всегда, при любых обстоятельствах.
Мир — большой, разноцветный! Мир — это вау!