-
Обойти весь Эрмитаж
Говорят, чтобы обойти самый главный музей города, нужно пять лет (три миллиона экспонатов, три миллиона…)
Но это если останавливаться рядом с каждым экспонатом хотя бы на минуту. Моя же стратегия позволила обойти музей за один полный рабочий день. Мы просто подходили к тем, что «зовут». Если расслабиться и созерцать с пустой головой, услышишь внутренний голос, следуя которому получишь гарантированное культурное наслаждение.
Больше всего звали работы импрессионистов. Подлинники Матисса, Моне, Сезана, Гогена, Мане, Ренуара, Ван Гога… Разглядывать каждый мазок, если повезёт (и суровые тетеньки, которые отвечают за порядок отвернутся) — украдкой потрогать их пальцами (мне повезло, я прикоснулась к душе Сезана и Моне), любоваться их невидимыми вибрациями.
Не пренебрегайте аудиогидами, они здорово помогают разобраться в коллекциях крупнейшего музея мира.
2. Съездить в Петергоф, сказать «привет!» финскому заливу
И если Зимний дворец для меня стильный и гордый, то Летний – роскошный и пафосный.
По дороге в Петергоф (экскурсии продают на Невском), я наконец-то насладилась пейзажем «русской осени», когда в самом Питере мне не хватало деревьев. Красивый город, но уж совсем «водно-каменный». А за городом – березы с золотыми кронами осенней листвы. Представляю, какая красота ждет путешественников по весне!
Дворец, в котором летом жил и вершил свои великие дела Петр Первый, в котором планировала реформы Екатерина Вторая, танцевали до упада на балах, плели интриги, теперь музей.
Сегодня некоторые комнаты полностью сохранили свое убранство, картины, что рассказывают о жизни царской семьи, удивительный сад с самыми красивыми фонтанами России (с самодостаточным механизмом) и прямая аллея к финскому заливу. Из окна в Европу дует холодный суровый ветер, к пристани подплывают большие красивые корабли.
Я мысленно надела тяжелое платье и даже корону (мои фантазии, что хочу, то и фантазирую)… а потом сняла. Взглянула на свои рваные джинсы и оранжевые кеды и стало как-то так легко. Империя, владения, государственные дела, военные стратегии, балы, интриги… Это, конечно, хорошо. Но мы, кажется, свободнее. Не скованы обязательствами, можем с легкостью идти куда хотим и делать, что хотим, нам не диктуют правила «честь и положение», у нас есть выбор, мы свободны.
И ветер с финского залива – суровый, но такой… свободный. Очень уж захотелось сказать ему «привет» и перекинуться парой незначительных фраз.
3. Увидеть дождь в Питере
Дождь Питеру идёт. Город принял душ, освежился и заиграл по-новому. Удивительно, но под стальными небесами с фактурными объемными тучами, опираясь на серый блестящий от дождя асфальт, разноцветные дома становятся ярче.
Прав был Пётр Великий, настаивая на том, чтобы фасады были розовыми, жёлтыми, кремовыми, зелёными, малахитовыми, салатовыми… В объятьях серого они раскрываются и цветут.
4. Гулять по крышам
Питерские крыши – отдельный параллельный мир. Есть крыши жилых домов, на которых собираются подростки, крыши заброшенных складов, где ныне «пространство современного искусства», там тусуются хипстеры и туристы.
На свои крыши я попала случайно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой.
А вообще на Невском такие экскурсии устраивают предприимчивые студенты, воспользоваться их услугами – просто и недорого. Такая прогулка — необычное красивое приключение.
5. Зайти в музей эротики
Музей эротики город открыл случайно. После завтрака мы вышли на Невский, без особых планов на день, в поисках приключений.
Приключения предложил парень, раздающий флаеры на бесплатных проход в «МузЭрос». Почему бы и нет?
Здесь я впервые увидела восковые фигуры, они меня впечатлили, в них есть пугающая подлинность и жутковатый шарм.
6. Дважды плавать по каналам – днем и ночью
Архитектура, небо, люди. Каналы. Экскурсия по каналам – одна из распространенных и романтичных в городе. Найти ее есть опять же два «традиционных» способа – гугл и город.
День. Прохлада воды, лодка, по обе стороны раскрылся Петербург своими архитектурными шедеврами. Они гордо показывают свое великолепие под фразы гида «именно об этой аптеке писал Блок, вот этот фонарь», «здесь творил Достоевский», «здесь влюблялся Пушкин»… — красота!
Дневная экскурсия хороша для того, чтобы рассмотреть Петербург и узнать больше о его истории и жизни, расслабившись с чашкой кофе с собой.
Ночь. А ночная (которую мы взяли в этот же день) – совсем другая история. Во-первых, ее не сопровождает гид, во-вторых она длиннее и романтичнее. Тот же Петербург меняется в объятьях темноты, он сверкает огнями, он становится нежнее и таинственнее.
Кульминация ночной экскурсии — разведение трех мостов. Сначала лодка проплывает под одним мостом, который раскрывается прямо перед ней, затем плывет навстречу другому, который уже расходится над темной водой, а потом зрители наблюдают, как разводят еще один. Наблюдать за этим процессом с воды оказалось намного интереснее, чем с берега. Чувствуешь себя частью процесса, известного на весь мир.
Для такой прогулки очень рекомендую одеться потеплее и взять с собой горячего кофе или глинтвейна. И днем, и тем более ночью. Если в городе вроде бы тепло, то во время такой прогулки ощутимо холоднее.
7. Всю ночь гулять по барам, от заката до рассвета
За мостами, каналами, галереями, Эрмитажем, Спасом-на-крови, в обнимку с котами, прикуривая у «Боярского», слегка приподнял вуаль «Питер, как он есть». Он же «нетуристический», «неформальный», «андеграундный». Город с яркой, разнообразной субкультурой.
Бары разного формата — от уютных «speak easy» и баров только для своих до модных и пафосных — особенность Питера. В барах часто встретишь молодых и немолодых рок-звезд, многие из заслуженных групп русского рока начинали играть по барам.
В ночных заведениях города хороший выбор пива, включая любимый мною бельгийский ламбик, музыки и алкоголя.
8. Поразиться мощи Петропавловской крепости и ужаснуться тюрьме Трубецкого бастиона
Заячий остров можно назвать местом рождения Петербурга.
В 1703 году построили Петропавловскую крепость, сердце города, по сути, место его рождения.
Стены крепости внушают доверие и чувство защищенности. А сколько они видели… и радости, и страданий.
Здесь находилась мрачнейшая тюрьма — «Секретный дом», где содержались декабристы и писатель Михаил Федорович Достоевский.
В 1870-ом на ее месте построили тюрьму Трубецкого бастиона. Она состоит только из камер одиночного заключения, рассчитана для содержания особо опасных политических заключенных.
Ее стены до сих пор наводят ужас, особенно когда узнаешь об условиях содержания преступников – только кровать, каменные стены, скупая еда и полная тишина. Нельзя не писать, не читать, ни с кем не разговаривать. Даже у надзирателях на обуви было специальное покрытие, чтобы их шаги были не слышны узникам.
Такое простое, но жуткое наказание – свести с ума.
Здесь сидели революционеры Фигнер, Бауман, Ульянов и Троцкий, писатель Максим Горький, а после февральской революции – царские министры, после большевистского переворота – члены Временного правительства. Рядом с тюрьмой находится жуткий музей пыток.
В объятьях одной великой крепости, вместе с тюрьмой и пытками, находится и более приятные достопримечательности: монетный двор, построенный в 1800 году, который действует до сих пор, Петропавловский собор, с вершины которого – отличный вид на остров. Кстати, собор считается памятником архитектуры петровского барокко. Его высота – 122, 5 метра. До 2012 года считался самым высоким зданием Санкт-Петербурга (затем в городе был построен небоскреб высотой в 145 метров). Здесь же покоятся великие представители рода Романовых и их семьи, включая Петра и Екатерину Великих, а также других правителей Российской Империи.
9. Гулять по городу и слушать уличных музыкантов
В любом городе, на мой взгляд, нужно выделить один свободный день, без планов и намерений для «просто прогулок». Отдаться спонтанности, она возьмет за руку и проведет по городу, пританцовывая. По Невскому проспекту с домами-шедеврами, с домами-историей, по Рубенштейна, с разнообразными «едальнями», по набережной «фонтанки». Она шепнет, что нужно остановиться и послушать уличных рок-музыкантов, подпевая стихами Шевчука, Цоя, Ляписа Трубецкой заглянуть в палатки, где продают искусство и насладиться фантазиями современных художников. Спонтанность – лучшая подруга приключений.
10. Исследовать дворы-колодцы и наслушаться городских легенд
Неформальные экскурсии по Питеру, упомянутые выше, вообще отличный способ необычно провести время.
Дворы – еще один отдельный мир Петербурга. Дворы, которые называют «колодцами» из-за их квадратной формы, маскируются под обыкновенные и только под настойчивым взором, раскрываются во всей красе. Каждый новый двор — новый мир, со своими «красотами» и законами. Где-то читают стихи, где-то играют рок, где-то бар, где-то просто пьют, есть и театры во дворах.
На улицах Петербурга и в интернете можно найти много предложений по неформальным экскурсиям — «экскурсия по питерским колодцам», «городские легенды» (по спрятанным от туристов небольшим достопримечательностям и местам со своей историей), неформальные культурные центры, есть даже экскурсия по местам загадывания желаний – «Точно сбудется» называется, экскурсия для настоящих рокеров и многие другие. Одна из компаний, их предлагающих, услугами которых мы пользовались – вот.
11. Почувствовать себя каплей в океане в Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Петербурга, выдающийся памятник позднего русского классицизма.
Храм, где царит удивительно сильная светлая энергия, кожей ощущается добро, и музей, архитектура и внутренне убранство которого – произведение искусства. Живопись, скульптура, мозаика, цветной облицовочный камень. Главный иконостас собора украшают малахитовые и лазуритовые колонны, в главном алтаре находится нетрадиционный для убранства православного храма витраж «Воскресший Христос».
Собор строился 40 лет, это в буквальном смысле «проект всей жизни» архитектора Огюста Монферрана, приглашенного Николаем I. Высота – 101,5 метр, внутренняя площадь – 4 000 кв. Метров.
Все, что я увидела — такая «затравка», словно щиколотка дамы, о которой писал Пушкин, совсем немного настоящего города, до конца о котором, наверное, не узнать и за всю жизнь. Питер – из тех городов, возвращаясь в который снова и снова, открываешь его по-новому.