Вот уж не думала, что в Иерусалиме – городе моей любимой еды, рискую остаться… голодной! А потому что — Шабат.

В Шабат нельзя работать, готовить, завязывать шнурки, нажимать на кнопки лифта… Вообще создавать ничего нельзя.

Шабат – седьмой день недели (у евреев седьмой день – суббота), день, когда Бог закончил создание мира и отдыхал от всего. Для еврея “Суббота” – одна из главных 10 заповедей, которые получил Моисей.

Сначала кажется сложным и абсурдным запрет на всякую работу. Но с другой стороны – ведь это чудесное время, чтобы сосредоточиться на себе, своей семье, беседах, любви.

 

 

Шабат, Шалом

Итак, в Иерусалим мы приехали после полудня в пятницу. Город сразу удивил живой энергетикой. Она с первых шагов по Святой Земле напитала, усталости не осталось ни капли. На этом заряде дошли пешком  от вокзала до отеля, любовались нестандартной картинкой: евреи-ортодоксы, много ортодоксов, одеты в одинаковую и странную для нас одежду, да еще и в такую жару.

 

Как будто я в фантастическом фильме, о параллельном мире, где все жители одинаковые и … совсем на нас не похожие. Прошли квартал ортодоксов, оказались на базаре, столько шума и людей, светские евреи, представители других многочисленных национальностей, проживающих здесь, туристы, все одетые по-разному, громко говорят, громко смеются, покупают много провизии (перед Шабатом нужно успеть приготовить еду до заката на сутки, ведь в Шабат готовить нельзя).

 Улицы Иерусалима

Мы решили дойти до отеля, принять душ, переодеться и уже не спеша наслаждаться иерусалимской кухней.

Знали бы мы, что спустя всего час выйдем на улицу и увидим пустые улицы и закрытые двери. Все закрыто! На улице – ни души, пара одиноких туристов. Не работает общественный транспорт. Пошли пешком по тихому и безлюдному Иерусалиму.

 Дороги опустели до неузнаваемости (одна из центральных улиц)

Интуиция привела в Старый Город. Он обнесен стенами, там находятся ключевые культурные, духовные ценности и достопримечательности. Конечно, там много туристов, а где много туристов накормят всегда. Еще Старый Город разделен на четыре квартала, там издревле живут, кроме евреев, и другие народы – арабы (мусульманский квартал), армяне (армянский квартал), христиане (христианский, соответственно). Они не соблюдают Шабат и продолжают работать.

 Одни из ворот Старого города

Мы перекусили горячими ароматными кебабами в мусульманском квартале и пошли к Стене Плача.

Стена Плача – главная святыня иудеев. В переводе с иврита “Западная Стена”, на английском название сохранилось – «Western Wall», единственное, что осталось от храма, построенного царем Давидом на Храмовой горе. И евреи (и не только) молятся возле нее, а молясь – часто льют слезы, об утерянном храме, перед стеной которого они стоят. Поэтому в русском языке ее называют “Стеной Плача”.

 «Стена Плача» перед Шабатом

Стена разделена на две половины – мужскую и женскую, подойти к ней может каждый в любой день. Многие между кирпичей кладут записки с просьбами, считается, что отсюда они быстрее всего попадут в Небесную канцелярию. Записок здесь сотни тысяч.

Если хотите фотографировать, лучше прийти не в Шабат. После захода солнца снимать нельзя. Это связано с тем, что в Шабат евреям нельзя создавать и фотографии, а попасть на фото – значит стать участником его создания.

Именно в Шабат стоит прийти для того, чтобы своими глазами увидеть громкое и яркое зрелище — встречу Субботы.

Ближе к шести часам людей становится больше, горожане и туристы собираются на площади перед Стеной. Молодые люди в военной форме, светские евреи, ортодоксы целыми семьями.

Ортодоксы идут к Западной Стене, молятся, раскачиваясь из стороны в сторону. К ним присоединяются большинство евреев-мужчин, надевая кипу. На женской половине все проще – должны быть закрыты плечи и у женщин из ортодоксальных семей —  волосы.

 

После молитв начинаются песни и танцы. Евреи пьют вино (кидуш – еврейский обряд освещения, его делают над бокалом вина, перед праздниками), едят, улыбаются, смеются и кричат “Шабат Шалом!”. Праздник жизни!

Наблюдая за этим,  я понимаю, что мы слишком много времени уделяем правилам, стереотипам, суете. А о простых радостях и ценностях иногда забываем  – семье, друзьях, еде, созерцании. О самих себе.

Ортодоксы посвящают это время молитвам. Светские евреи – общению, веселью, отдыху. А туристы смотрят и делают выводы – важно просто отдыхать. Даже Бог сказал, что это важно.

После вечернего представления все расходятся по домам. Время побыть с семьей. А мы идем гулять по пустому ночному Иерусалиму. Вдыхаем запах розмарина – здесь он растет как сорняк. Любуемся сверкающими огнями ночного пейзажа – кто-бы мог подумать, что этому городу уже пять тысяч лет! И какие страсти здесь только не кипели…

Стены Старого города ночью 

И кусты розмарина по обочинам 

Суббота в Иерусалиме

Суббота – день пустых улиц и расслабленных израильтян. Прогуливаясь по городу чувствуешь себя героем другого фантастического фильма, в котором все жители внезапно исчезли. Или попрятались по домам. Лучшее время для фотографий. Однако, помните, что общественный транспорт не ходит, тем, кто живет рядом со Старым Городом – повезло, там таки опять кипит жизнь!

 Вид на стены Старого города снаружи

 Старый город, вид сверху

 Самый известный иерусалимский пейзаж

В мусульманском квартале завтракайте лахухом (вроде оладий) и кнафе (нежнейший, сочнейший десерт из сыра, орехов и тонких нитей теста), запивайте гранатовым соком или кофе по-восточному, в турке, с кардамоном. В армянском покупайте пеструю керамику. В Христианском загляните в Храм Гроба Господя, купите свечей, опалите благодатным огнем, привезите свечи домой. А по тихому еврейскому кварталу (тихому только в этот день!) можно размеренно гулять, думая о вечном, трогая руками стены, которые помнят так много. Здесь уютно. В узких переулках спрятались горшки с цветами, за ними – кошки, за окнами закрытых домов я разглядела библиотеки, галереи, мастерские художников и ювелиров. Как будто заглянула в тайну. Вернусь завтра, чтобы увидеть больше.

 Кнафе

Арабские десерты

 Храм Гроба Господня

 Армянская керамика

Еврейский кварта — место творческих и интеллектуальных ценностей 

 

Экскурсии для служащих в армии, военные должны знать, что они защищают 

 

После Шабата

После захода солнца в субботу город оживает. Начинается новый день – воскресенье (новый день у евреев начинается не с рассветом солнца, а с закатом).

Владельцы ресторанов выносят столики на улицу, открываются магазины, снова ходит общественный транспорт. В переулках снова продают финиковое мороженое и пиццу большими отдельными кусками. Возле киосков со швармой и фалафелем снова очереди. На обочинах Иерусалима появляются уличные музыканты, вокруг ник – танцующие прохожие.  Смех, много людей, атмосфера кипящей жизни. Как будто она и не исчезала на сутки. Такой радостный город-улий.

Не во всех городах Израиля Шабат встречают так же, как в Иерусалиме. Все-таки Иерусалим – духовная мекка и там отношение более консервативное к праздникам. В Тель-Авиве же и Эйлате Субботе не придают такого сакрального значения, но и стороной не обходят – веселятся и отдыхают.

“Работает только общепит” – говорит знакомый повар из Тель-Авива, в это время, конечно, посетителей кафе, ресторанов и баров еще больше!

До путешествия в главную резиденцию Бога на Земле – Израиль, я много слышала о Шабате, читала, но все никак не чувствовала его идею. Ну не работают евреи сутки, ну нельзя им ничего создавать, но почему? Что плохого в постоянном движении, в работе, в деятельности? И только на Святой Земле осознала сильную философскую и духовную основу праздника.

Шабат – время, когда можно легально ничего не делать, уделять внимание себе и близким. Просто есть, просто лежать, просто молиться. Без чувства вины о “потраченном впустую дне”. Согласитесь, что-то в этом есть? Лично я возьму себе в будничную суету Шабат. Время “сладкого ничегонеделания”. Абсолютно ленивый день, с чистой совестью.

 Вид на Иерусалим из окна отеля на 20 этаже

Автор:

Настасья Ветер

Настасья Мокич - журналист, писатель